Регистрация актов гражданского состояния граждан Российской Федерации, проживающих за пределами территории Российской Федерации, осуществляется консульскими загранучреждениями Российской Федерации в соответствии с Административным регламентом по предоставлению государственной услуги по государственной регистрации актов гражданского состояния граждан Российской Федерации, проживающих за пределами территории Российской Федерации, утвержденным приказом МИД России от 29 июня 2012 года № 10490 и зарегистрированным в Минюсте России 31 августа 2012 г. № 25341.

Консульские учреждения Российской Федерации:

1) производят государственную регистрацию рождения, заключения брака, расторжения брака, усыновления (удочерения), установления отцовства, перемены имени, смерти;

2) принимают решения о внесении исправлений и изменений в записи актов гражданского состояния, составленные органами записи актов гражданского состояния на территории Российской Федерации, проживающих за границей, иностранных граждан и лиц без гражданства;

3) вносят исправления и изменения в записи актов гражданского состояния, составленные и хранящиеся у них в пределах календарного года;

4) выдают повторные свидетельства о государственной регистрации актов гражданского состояния и справки, подтверждающие факт государственной регистрации актов гражданского состояния, на основании составленных и хранящихся у них в пределах календарного года записей актов гражданского состояния.

Документы, выданные компетентными органами иностранных государств в удостоверение актов гражданского состояния, совершенных по законам этих государств в отношении граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, признаются действительными в Российской Федерации при наличии консульской легализации, если иное не предусмотрено двусторонними или многосторонними договорами, участницей которых является Российская Федерация.

При наличии вышеуказанных документов повторная регистрация в органах записи актов гражданского состояния на территории Российской Федерации либо в консульских учреждениях Российской Федерации не производится.

Государственная регистрация акта гражданского состояния производится консульским учреждением посредством составления соответствующей записи акта гражданского состояния, на основании которой выдается свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния.

Документы, выданные компетентными органами иностранных государств и представленные консулу для государственной регистрации актов гражданского состояния, должны быть легализованы и переведены на русский язык. Верность перевода должна быть нотариально удостоверена.

Оба экземпляра составленной актовой записи должны быть подписаны заявителем (заявителями), после чего запись акта подписывается сотрудником, ее оформившим, и консулом, а также заверяется печатью консульского учреждения.

В случае утраты свидетельства о государственной регистрации акта гражданского состояния в консульском учреждении по заявлению граждан выдается повторное свидетельство о регистрации акта гражданского состояния на основании хранящегося в течение календарного года в консульском учреждении первого экземпляра соответствующей актовой записи.

По истечении календарного года повторное свидетельство о регистрации акта гражданского состояния можно истребовать в установленном порядке из Объединенного Архива Управления ЗАГС Правительства г.Москвы на территории Российской Федерации, в котором хранятся актовые записи, составленные в консульских загранучреждениях.